(383) 36-22-122 

Подбор аккумуляторных батарей (АКБ)

1 Февраля 2014
В данной статье вкратце освещены основные моменты, на которые следует обратить внимание при выборе АКБ для своего транспортного средства (ТС).

1. Электрические характеристики

Электрические параметры АКБ определяются заводом-изготовителем ТС, исходя из стандартных условий эксплуатации и штатной комплектации. Выбираемая АКБ не должна иметь характеристики ниже, чем предписано изготовителем. В регионах с холодным климатом необходимо устанавливать АКБ большей ёмкости и мощности, что бы компенсировать снижение работоспособности АКБ при низких температурах. Чётких рекомендаций в этом вопросе нет, всё выясняется опытным путем, и ёмкость может быть повышена до 50%. Например, проверено, что в наших условиях на автомобилях «Волга», «Газель» и «УАЗ» оптимальны АКБ ёмкостью 74-80 Ач. А «японцы», укомплектованные АКБ 40-45 Ач, прекрасно могут эксплуатироваться с АКБ 55-65 Ач.

Электрическая ёмкость - количество электрической энергии, которое АКБ способна накопить и выработать при полном разряде. Чем больше ёмкость АКБ, тем больше запас энергии, которая нужна для уверенной эксплуатации автомобиля и нештатных ситуаций. При установке АКБ, ёмкостью больше штатной (в разумных пределах), генератор будет справляться с зарядкой, так как его мощность рассчитывается, исходя из суммарной мощности потребителей ТС. Сколько энергии израсходовали потребители из АКБ, столько генератор и должен восполнить, а в какой батарее, уже менее значимо. Другое дело, если расход энергии будет превышать заряд. Тогда потребуется периодическая зарядка на стационарном зарядном устройстве.

Стартовый ток - величина, определяющая мощность АКБ. Высокие стартовые токи актуальны для дизельных двигателей, при использовании мощных электропотребителей и в холодных климатических зонах. Использование АКБ с высокими стартовыми токами не может принести вреда электрооборудованию ТС, так как потребители, в том числе и стартер, берут на себя ток необходимой мощности, а не тот максимальный, который может выдать АКБ.

2. Типоразмеры

Габариты подходящей для автомобиля АКБ определяются не размерами установленной АКБ, но имеющимся свободным пространством. Зачастую, возможно установить АКБ больших размеров, заменив планку крепления, поддон или установив переходники. Главное - надёжное крепление АКБ в посадочном месте, исключающее механические повреждения снаружи и внутри.

Токовыводы АКБ бывают нескольких размеров. На японских и европейских типах положительный токовывод всегда толще отрицательного, чтобы не перепутать клеммы. Для взаимозаменяемости АКБ при установке на автомобиль используют клеммы и переходники разных конструкций. Расположение полюсов АКБ тоже может быть различным. Полярность определяется при положении АКБ «клеммами к себе». Если слева «минус», то полярность «обратная», слева «плюс» - «прямая». На рынке имеются АКБ с универсальной полярностью. Это «четырехклеммник» с двумя независимыми парами токовыводов, либо одна пара, расположенная посередине корпуса. Производители, работающие по американским стандартам, могут применять резьбовое крепление клемм.

Способы крепления АКБ в посадочном месте различны: верхняя планка, нижнее крепление, боковое и т.д. АКБ подбирается с учетом конструктивных особенностей автомобиля.

3. Конструкция АКБ

При выборе АКБ обычно выделяют ряд конструктивных особенностей.

Исполнение корпуса с точки зрения обслуживаемости. Обслуживаемое исполнение подразумевает наличие заливных горловин и необходимость периодически доливать дистиллированную воду по мере её расхода. Это не очень удобно. Может пригодиться в том случае, если необходимо поднять плотность электролита в регионах с очень холодным климатом, или подлить воды, если она выкипела при интенсивном перезаряде. Необслуживаемое исполнение обеспечивается специальной конструкцией корпуса, как правило, двойной крышкой и лабиринтной системой выхода газов, когда испаряющиеся пары воды конденсируются и стекают обратно в АКБ. При этом, имеющегося запаса электролита в нормальном режиме эксплуатации хватает на весь срок службы АКБ. Заливных горловин с пробками, за редким исключением, в таких АКБ нет. Такое исполнение корпуса удобно и практично, если электрооборудование в порядке и отсутствует перезаряд.

Технология AGM-VRLA. Такие АКБ изготовлены со сгущенным (адсорбированным) электролитом и герметичным корпусом и обладают рядом характерных преимуществ: долгий срок службы, высокие стартовые характеристики, быстрое восстановление заряда и т.д.

Встроенный индикатор заряженности («глазок») призван помочь пользователю получить информацию о состоянии АКБ: степень заряженности, уровень электролита. Но, в силу заложенных в него возможностей, показывает очень ограниченные и неточные данные. Индикатор расположен в одном аккумуляторном отсеке и «не видит», что происходит в остальных. Также он не делает температурных поправок на плотность электролита и зимой может сигнализировать о нормальной заряженности АКБ, когда та уже разряжена более, чем на половину. Поэтому полагаться на его показания не стоит. Надёжнее производить регулярные проверки у специалистов.

Легирующие добавки, применяемые в сплавах решёток электродов, предназначены для:

- улучшения литейных и прочностных свойств свинцового сплава решетки;

- улучшение токопроводящих и антикоррозионных свойств свинцового сплава решетки.

Пакеты добавок могут быть различными по содержанию и соотношению элементов. Самыми распространенными являются: кальций, сурьма, алюминий, мышьяк, олово, серебро, селен и т.д. АКБ с решётками, изготовленными на основе кальциевых сплавов, расходуют меньше воды, требуют более редких её доливок и имеют низкий саморазряд, что актуально при долгом хранении. Свинцово-сурьмянистые сплавы обуславливают саморазряд и расход воды большие, чем кальциевые, но лучше переносят циклические нагрузки (разряды).

Способы изготовления решеток электродов. Применяются три основных способа, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Методом литья обычно изготовляют решетки для АКБ большой ёмкости и повышенного ресурса. Преимущества: прочность, жёсткость, отсутствие острых краёв, способных прорвать сепаратор. Недостатки: высокая себестоимость, неравномерность структуры материала. Так как при литье применяют низкосурьмянистые сплавы, то, как следствие - высокие расход воды и саморазряд.

Просечно-растяжной метод (expanded metall) предполагает просечку свинцовой ленты и последующую её растяжку. На сегодня это самый массовый способ изготовления решётки. Преимущества: очень экономичная и производительная технология. Так как применяются кальциевые сплавы, расход воды и саморазряд минимальны. Технология позволяет изготавливать очень тонкие электроды для батарей с повышенными стартовыми характеристиками. Недостатки: острые края электрода (возможен прорыв сепаратора), внутреннее напряжение металла, недостаточные жёсткость и прочность.

PowerFrame - перфорация готовой свинцовой ленты нужного размера, без последующей растяжки. Обладает рядом преимуществ: низкое сопротивление (хорошая токопроводность) за счёт оптимальной конструкции, отсутствие внутреннего напряжения металла, отсутствие острых краев, хорошие жёсткость и прочность. Наиболее передовая технология производства решёток.

Все представленные способы имеют свои преимущества и занимают свое место в производстве. Выбирать конструкцию электродов следует, исходя из назначения АКБ и условий её эксплуатации.

4. Особенности эксплуатации

При выборе АКБ, необходимо учитывать все условия эксплуатации, которые отличаются от штатных (усредненных). Таковыми являются:

- эксплуатация в холодных регионах;

- использование мощных электропотребителей: музыка, подогреватели, лебедки и т.д.;

- эксплуатация в условиях плохих дорог или бездорожья;

- интенсивное (коммерческое) использование.

Во всех этих случаях требуется индивидуальный подбор АКБ с повышенными характеристиками: высокие стартовый ток и ёмкость, усиленные корпус и крепление электродов.

Отдельного упоминания требуют AGM-батареи. Большинство импортных современных автомобилей уже на заводе-изготовителе комплектуются такими АКБ. Автоэлектрика и электроника таких ТС изначально рассчитана на АКБ конструкции AGM. Поэтому установка обычной батареи может привести к некорректной работе самой АКБ, автомобиля, а также к их выходу из строя.

5. Цена АКБ

Это её качество, мощность, срок службы и надёжность. Покупая дорогую АКБ, Вы не переплачиваете за раскрученный бренд, но приобретаете надёжное устройство, которое будет служить долгое время. В большинстве случаев бывает экономически выгодно купить одну дорогую АКБ вместо нескольких дешёвых.

6. Гарантийный срок

Производственные недостатки, на которые распространяются гарантийные обязательства изготовителя, выявляются в первые 3-8 месяцев эксплуатации. Это короткое замыкание и обрыв электрической цепи. Все дефекты, появившиеся после года использования АКБ, являются эксплуатационными и гарантия на них не распространяется. Поэтому, гарантийный срок 12 месяцев является достаточным, а заявление сроков в 2 или 3 года - маркетинговый приём, направленный на завоевание рынка.

Пользуйтесь рекомендациями квалифицированных специалистов и удачных Вам покупок!
Смотрите так же:
© 2015 КАТОД